вторник, 27 декабря 2016 г.

Путешествие в Чернобыль, Припять и ЧАЭС (Часть 2) "Припять и роботы Чернобыля"

Припять - безлюдный город- призрак.


Вид на стадион с трибун. За 25 лет  Деревья отвоевали территорию.  По городу бродят кабаны.

Следы их перебывания  мы нашли, а вот самих - нет.




Бассейн. Спортзал.







В подвале мы искали зомби. Зомби, конечно не нашли, однако удивило, что, по сравнению с разворованными верхними этажами
- подвал внутри почти в первозданном виде. Таблички на вентилях, краска не облущившаяся и не осыпавшаяся. 








Пустынные улицы Припяти. 
Вспомнилось:
".... У тебя все переворачивается внутри, когда ты находишься среди
того, что осталось от оборвавшейся жизни: ты видишь школьные учебники с
пометками на страницах, проржавевшие бритвенные станки, оставленные на
умывальниках, автоматы для газировки, которые так нравились советским
детям", - пишет La Repubblica.

А также старые почтовые ящики и красно-желтые будки телефонов автоматов. Все даже еще печальнее, чем пишут газеты.

Справа и на фото ниже - Дом быта.






Вид с высоты на опустевший город. 




А вот так выглядит карта наших перемещений по городу:


Дозиметр. Прежде Чем Вас выпустят из Зоны, или разрешат войти в столовую - обязательный дозиметрический контроль. 

Вот при помощи такого стационарного дозиметра.




После прохождения радиационного контроля и мытья рук, Мытье рук тут - отдельная необычная процедура: Кранов два. намыливаешь руки и моешь в одном а потом в другом. Из одного бежит только холодная вода, из другого - только горячая.
Вот такой обед предложили в столовой. Стоимость 60 грн. На вкус очень даже :)




К 25 летию катастрофы в г.Чернобыле был открыт Музей роботизированной техники участвовавшей в работах на ЧАЭС.



Специализированный транспортный робот (СТР-1) это легендарный и общеизвестный (по кадрам хроник ликвидации аварии) аппарат,
принимавший активное участие в очистке крыши ЧАЭС от завалов высокорадиоактивных элементов разрушенного реактора. Робот эксплуатировался
 при уровнях гамма-фона до 3000 Рентген в час. В некоторых местах (у основания вентиляционной трубы №2)
уровни излучения доходили до 10000 Рентген в час.
Опыт применения роботов на ЧАЭС для таких условий показал возможность проведения дезактивации робототехническими средствами,
что позволило снизить уровни фона на несколько порядков и уберечь от облучения около 1000 человек, которые надо было бы
использовать для выполнения этой работы. СТР разрабатывался десятками научных институтов — ВНИИ АЭС, ИФТП,
ВНИИ «Трансмаш», “Пролетарский завод”, НПО “Источник”, НПО “Электронмаш”, ГОИ, НИИ телевидения,
Киевским институтом автоматики и многими другими. Примечательно, что для создания концепции СТР были использованы наработки
ВНИИ «Трансмаш» по самоходному шасси лунохода. Именно это позволило запустить робота на крышу ЧАЭС уже в конце августа 1986 года.
Робот создан из сплавов легких металлов (титан). Визуализация окружающего пространства осуществлялась с помощью телевизионных
камер установленных, как на самом роботе, так и на мачтах установленных в месте выполнения работ (на кровле ЧАЭС, возле ВТ-2 и т.д.).
В литературе иногда встречается название робота СТР-1 — «Клин-2». Такое название роботу дали конструкторы ВНИИ «ТРАНСМАШ»,
которые одновременно с СТР-1 разрабатывали тяжелый роботизированный комплекс «Клин-1».
Управление роботом осуществлялось с помощью радиоканала, что существенно упрощало использование робота на кровле ЧАЭС.
Отсутствовала проблема обращения с кабелями, которые бы загрязнялись радиоактивными веществами и снижали маневренность робота.
Кстати сказать, по существующей информации один из роботов-разведчиков, который использовался для изучения реактора был утрачен,
поскольку запутался в собственном кабеле и его не удалось извлечь обратно.
Робот и сейчас находится в одном из помещений чернобыльского Саркофага. Хотя автономное энергоснабжение имеет и свои существенные недостатки –
 аккумуляторные батареи имели небольшой ресурс, а работа в местах с высоким радиационным фоном приводила к быстрому их разряду.
В комплект специализированного транспортного робота поставленного на ЧАЭС в 1986 году входило непосредственно два робота СТР-1,
специальная люлька для доставки робота на место проведения работ (для этого использовали вертолет Ми-8 и кран “Libcher”),
зарядно-разрядное устройство, пульт управления. Готовя робота к работе на ЧАЭС, конструкторы разработали специальное
технологическое оборудования для дезактивации колес, которое также было поставлено в составе робототехнического комплекса.
По опубликованным данным производительность СТР-1 была не высокой. Робот проработал в общей сложности не более 10 часов
и очистил около 20 кв. метров крыши.
По данным других источников СТР-1 позволил очистить кровлю ЧАЭС от 90 тон высокоактивных материалов,
благодаря чему уровни радиационного фона удалось снизить в 20 раз.






Шасси западногерманского робота - манипулятора MF-3



Манипулятор финского завода Foresteri (сейчас завод Kesla)



Мобильный робот — Мобот-Ч-ХВ

Мобот, является первым опытным образцом робота, который был сконструирован МГТУ имени Н.Э.Баумана на кафедре,
которая сегодня имеет название «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы» специально для ликвидации аварии на ЧАЭС.
Робот обладал рабочим оборудованием для очистки крыши Чернобыльской АЭС, а также оборудованием для проведения радиационной разведки.
Первый робот получил название – Мобот-Ч-ХВ. Аббревиатура названия означает следующее: слово Мобот – мобильный робот,
буква «Ч» — означает Чернобыль, а ХВ – химические войска. Разработчиками робота Мобот-Ч-ХВ являются Шведов В.Н.,
Доротов В.В., Калинин А.В., Чумаков М.Р. Мобот-Ч-ХВ вместе с другими роботами сконструированными совесткими инженерами,
такими как робот СТР-1, и робототехнический комплекс Клин-1 выполнилнили наибольший объем работ среди других робототехнических систем,
которые были привлечены на ликвидацию аварии на ЧАЭС.
Благодаря небольшому размеру и обладал высокую маневренность и мобильность, Мобот-Ч-ХВ имел хорошей производительности.
На ликвидации аварии наработал около 1000 часов, очистил более 11000 квадратных метров поверхностей.
Уже на следующий год, весной 1987 года, конструкторы подготовили вторую, более усовершенствованную, модель робота.
Она получила название Мобот-Ч-ХВ-2.
На ЧАЭС было поставлено два экземпляра Мобот-Ч-ХВ-2. Роботы использовались для очистки кровли ЧАЭС от радиоактивных материалов,
которые были заброшены туда во время взрыва реактора. Кроме дезактивации крыши роботы применялись
для выполнения бетонирования кровли ЧАЭС. Мобот-Ч-ХВ-2 практически выполнил весь объем работ,
начиная с уборки (дезактивацией) и подготовки под бетонирование кровли фактически без привлечения физического труда человека.

По некоторым источникам Мобот-Ч-ХВ-2 использовался в июне 1987 года для проведения работ в машинном зале ЧАЭС.







Про некоторых совсем мало информации:



Далее нас ждала дорога домой..... Правда предстояло пройти еще один пункт дозиметрии на КПП Дитятки. Персонал проверил  колеса автобуса.
Не прилипла ли к ним какая радиоактивная грязь. Все было отлично... и теперь  нас от этой зловещей тишины вновь унесет в мир мегаполисов.....
шум машин, поездов, заводов.... 
Насколько же здорово когда вокруг тишина... правда по сравнению с Крымскими горами она здесь чувствуется совершенно неуместной,
однако по своему завораживающей. Приключение было увлекательным, но впечатления оставило довольно разные.... 
И приятная завораживающая тишина.... и боль разрушений, оставленных домов, мародерства и погубленных жизней.....
Возможно когда то все мегаполисы станут такими....  А  Вы как думаете???

Комментариев нет:

Отправить комментарий